Это - жизнь

Вернись, я все прощу!

"Вернись я все прощу!" Какая смешная фраза. кавжется нечто подобное кричала мадам Грицацуева ослепительному Остапу. Так и видешь дамочку из водевиля, чья страсть нелепа, а любовные ужимки потешны.

Конечно, вы современная и красивая, никогда не произносили ничего похожего. Или произносили? Но расссказывать об этом даже самой близкой подруге нет никакого желания, разве что смеясь:"Это было так смешно, я стояла на коленях!" Представляю! Но никогда об этом не напишу. Разве что вот так: о других людях, о чужой жизни. героиня будет в меру обоятельна и достаточно молода. Я назову ее Жанна. И пусть в этом будет тайный смысл, понятный лишь мне.

Жанна убирала в квартире. Ужасно не хотелось разрушать золотую пыльную тишину -звуками хита из магнитофона. Но производить сотни движений без музыки еще противнее. Завтра родители вернутся с дачи. Нужно привести дом в порядок. "А я девочка с плейером, с веером... трам-тата..." - и белый листок выпорхнул из какого-то детектива.

Жанна развернула листик, уже догадываясь о его содержании и непроизвольно убирая громкость звука. Да, конечно, это она писала. Ее торопящийся почерк, смешные ошибки - от волнения, наверное. И текст письма - сумасшедший, чудовищный, почти вульгарный. Десяток раз повторила слово "любимый", еще раз пять "любовь моя". Тут же - "вечно" и "бесконечно". Жанна читала, и жар поднимался по ее лицу волной гневного румянца, а стыд душил, просто сдавливал горло.

Она медленно и безо всякого трепета в душе изорвала листик на мелкие кусочки, отшвырнула тряпку и села у окна. В той самой позе, классически подперев щеку. Как сидела вечерами пять лет назад, в эпоху написания этого безжалостно уничтоженного документа ее собственной глупости. Этих писем она написала тогда сотни две, не меньше. Полные страсти, лепета, слез и заверений, они должны были вернуть ее мужа Кирилла.

Кирилл уходил от нее удивительно нелепо. То ли от природной доброты, то ли от неумения что-то решить резко, он, как говорится, рубил хвост по кусочку. И своими метаниями между двумя женщинами не только причинял Жанне лишнюю боль, но и оставлял маленькую надежду

Надежда заставляла Жанну действовать. Ей казалось, что стоит попонятнее рассказать мужу о своей любви, стоит заплатить эту невеликую цену смирения, прощения и самоотречения, - и он все вернет. Вернет их прошлые ночи, и радостные дни, и ласковые вечера. Надо только убедить его, и все будет попрежнему.

Позже, через месяцы и годы, она, как ей казалось, вычеркнула из памяти эти сумбурные и горестные разговоры, эти тяжелые слова, сочиненные одинокими ночами. Она постаралась никогда не вспоминать все, что повторяла тогда: о смерти, и тайных силах, о том, что он никогда не встретит такой любви, о том, что ему от нее все равно никуда не деться...

Теперь она отчетливо вспомнила все и даже будто услышала свой голос - монотонный и страстный голос фанатично верующего человека, и интонацию молитвы в нем. Вспомнила лицо Кирилла. Лицо мужчины, стоически терпящего неизбежную боль. Что она тогда ему обещала? Кажется, свое вечное и безусловное подчинение. Что-то вроде "я посвящу тебе жизнь!"

Жанна встала и подошла к окну. Во дворе сладостно и противно ворковали голуби. Она подумала, что, в сущности, ее можно было понять: в тот момент ей казалось, что рухнула жизнь. В каком-то смысле так и было: рухнула жизнь - разумная, налаженная, красивая. И центром ее был Кирилл.

Есть дома, в которых все вертится вокруг детей. Есть такие, где основа жизни - бабушка. Есть женщины - солнце для своей семьи. В доме Жанны основанием был Кирилл. И хотя друзья считали, что это очаровательная Жанночка позволяет любить себя помальчишечьи нескладному чудаку Кириллу, внутри их отношений именно он держал равновесие. Без него все теряло смысл. И Жанне казалось тогда, что навсегда.

Потерянная, заплаканная, металась она от подруги к бабке-ворожее, из салона красоты к экстрасенсу Писала безумные письма, гадала на картах, на кофейной гуще, стояла у подъезда дома, где жил с другой женщиной ее муж, падала перед ним на колени и грозила самоубийством, Родные и друзья стыдили ее, экстрасенсы тянули денежки, а Кирилл жалел. Но однажды не выдержал и он. Когда она крепко схватила его за куртку и, обморочно прикрыв глаза, шептала: "Не отпущу, не отпущу!", он осторожно разжал ее побелевшие пальцы и сказал без выражения: "Я устал от тебя".

А потом он вернулся. Почему? Вот уж истинно "тайна сия велика есть". Лично я не знаю, отчего они уходят и зачем возвращаются. Темен путь мужского сердца. А я всего лишь женщина.

И Жанна не хотела тогда думать об этом. Она суеверно отказывалась обсуждать его полугодовое отсутствие и делала вид, что никакой разлуки не было. Достаточно было его горячего тела рядом по ночам, его мимолетной и родной улыбки поутру, его крепкого плеча, когда они, сидя на диване, смотрели по видику старую комедию.

Может быть, так и шла бы жизнь. Если бы не боль. Эта боль не ушла, просто из непереносимой она превратилась в хроническую...

Простить. Простить не трудно. Даже приятно. Как будто делаешь царский подарок. И забыть тоже довольно просто - мало ли неприятного и противного мы поперезабывали в своей жизни? Другой вопрос: как не ощущать боль? Как избавиться от страха перед тем, кто эту боль причинил?

Одна женщина сказала мне когда-то жестокие слова: "Представь себе, что у тебя была собака. Нет, она не съела кусок мяса. Она просто искусала тебя, понастоящему, до шрамов на всю жизнь. Я не о том усыплять ее или нет. Подумай, ты будешь жить с ней рядом, целовать в умную морду, вычесывать шерсть, держать ее голову у себя на коленях? Вот то-то!"

Жанна не думала, что Кирилл - собака. Она вообще старалась ни о чем не думать, кроме своего счастья. Но боль сидела в сердце и усиливалась всякий раз, когда муж задерживался на работе или говорил с кем-то по телефону.

Сейчас, через несколько лет, Жанна знала наверняка, что была тогда не права. Кирилл был с ней искренним. Он действительно вернулся к ней. Но Жанна смотрела на его улыбку, и ей мерещилось, что улыбка эта деланная, вынужденная. Она брала в руки принесенные им цветы, и ей хотелось их выбросить, словно они были отравлены. Вдруг он внешними знаками внимания прикрывает свою истинную нелюбовь?! Он шел на встречу с приятелем, а она отупело сидела у окна, гадая: вернется или нет? Вдруг опять ЭТО началось?..

Так прошел год. Год, полный тревоги и невысказанного ужаса. Жанна ощущала себя старой, некрасивой и жалкой. Ничего от женщины-победительницы в ней не осталось. Нет, она не сравнивала мужа с той собакой. Скорее, это себя она ощущала павловской дворняжкой, у которой выработали условный рефлекс: не подходи - ударит током. Очень хотелось любить, и она любила! Но эта любовь ударяла ее слишком больно. А Кирилл раздражался и понемногу закипал. В конце концов, с его точки зрения, это он сделал подарок. Это он вернулся к Жанне. Он еще ласково, но уже с легким ехидством спрашивал, "над чем она рыдала сегодня" и "нельзя ли рыдать в его отсутствие". Он не хотел нести бремя вечной вины, а хотел житейских радостей и легкого трепа. Совершенно неизвестно: ушел бы он во второй раз или нет. Но тут вдруг очнулась Жанна. Она тоже захотела радостей и покоя, а Кирилл стал для нее источником незатухающей обиды. По ее инициативе они решили пожить отдельно. И вот уже четыре года живут врозь. Изредка встречаются, созваниваются. Кирилл не женился. Жанна не вышла замуж.

Уже стемнело, когда Жанна, наконец, принялась за уборку. Она думала, что вот "прошло и это". Прошли боль, и страсть, и даже обида. Прошло неверие в себя. Прошло желание знать: а что он думает там, в глубине своих мужских мыслей? Но осталась непоправимо родная его улыбка. И осталась на донышке ее души тайная нежность с еле слышным привкусом горького меда.

И она набрала его номер. И где-то за тридевять земель, в тридесятом царстве, за сорок минут езды городским транспортом, раздался звонок...

Можно ли склеить, разбитую чашку ?

Мнение психолога
Надежда Повякель, кандидат психологических наук 

Вопрос о том, можно ли начать все сначала с бывшим партнером, исследуется не только в психологии. Еще в древние времена говорили о том, что в одну воду ступить дважды невозможно. А уж сколько литературных произведений посвящено этой теме! Но для каждой пары влюбленных подобный вопрос решается индивидуально.

Ситуация, в которой женщина обрекает себя на всяческое угождение вернувшемуся супругу, опасна тем, что ведет к разрушению личности. Потакание, маска страдалицы, самопожертвование ради сохранения семьи - во всем этом есть элемент притворства. Происходит ложное примирение. Женщины, поступающие так (кстати, их не так уж мало), гордятся своей ролью страдалицы, и эта роль постепенно разрушает их собственное "Я".

Существует и другая, не менее распространенная и ошибочная модель поведения: простить, чтобы наказать. То есть, вернув любимого, женщина постоянно напоминает провинившемуся супругу о его "грехе" и тем самым держит его на "коротком поводке", самоутверждается за счет культивируемого в нем чувства вины. Такая совместная жизнь тоже рано или поздно превращается в ложную.

Большинству женщин, возможно, будет близок третий вариант решения проблемы: если по-настоящему любишь человека, хочешь с ним жить, лучше искренне простить и начать жизнь сначала, на новых условиях.

И на этом, пожалуй, стоит остановиться подробнее. Супруги, прежде всего, должны разобраться в том, насколько сильно разбита их "чашка": распалась она на мелкие кусочки или только слегка надкололась. Восстановить любовные отношения можно лишь в том случае, если супруги сумеют стать друг для друга не только мужем и женой, но и партнерами.

О стереотипах поведения в обществе мужа и жены существует множество мифов (например, один из супругов - жертва, другой - палач или же кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить), и это мешает людям строить нормальные, равные отношения. Если же супруги уважают друг друга, способны признать свои ошибки и простить, - такие отношения можно вернуть. И не просто вернуть, а начать их заново, стать по-новому интересными друг для друга. Такой "раскол" и новое сближение - лишь доказательство того, что люди дороги друг другу.

Если же совместная жизнь, как чашка, разбилась на мелкие кусочки, следует задать себе вопрос: а стоит ли восстанавливать разрушенные отношения? Ведь часто случается так: после распада семьи женщина начинает совершенно новую жизнь. Находит нового партнера, становится личностью, строит карьеру. А "склеивая осколки" разбившейся жизни, женщина, как правило, не думает о любви и партнерстве. Она делает это ради детей, из-за боязни одиночества, по материальным соображениям. Но все это - ложные установки. Такая семья всегда будет находиться на грани игры в любовь и доверие. Рано или поздно она перестанет представлять ценность.

Наталья Никишина, (с)Натали

самое интересное
  • Cекс вне брака опасен для жизни
  • Дама в мужском коллективе. Способы выживания
  • У Мадонны нет с собой денег на кофе

  • наши статьи
  • Сколько стоит быть красивой?
    "Вот если бы у меня были крем "Герлен", помада "Ив Сен Лоран" и пудра "Ланком", я была бы писаной красавицей..." Есть ли на свете заблуждение более глубокое, чем это? На самом деле секрет внешней привлекательности вовсе не в престижности косметической марки. Есть много способов поддерживать молодость и красоту и не имея дохода в тысячу долларов
  • Муж ушел... в декрет
    Странички из дневника молодой мамы
  • Познакомимся ближе, Малыш!
    Маленький Ванечка только вчера приехал с мамой из роддома. И сразу же на счастливое семейство обрушился шквал телефонных поздравлений. Один звонок оказался из поликлиники. Участковый педиатр сообщал о том, что завтра придет познакомиться и провести первый патронаж.
  • Мы - не апельсины! Все о целлюлите

    podruga.net

    Продюсер проекта - Денис Усатенко ICQ: 35780443
    Союз Журналистов